Что хочет бизнес: как не думать о «железе»
Уровень развития технологий позволяет компаниям разного калибра находить выгоду там, где раньше ее не было. В прошлое уходят огромные затраты на «железо» и его обслуживание. Вся внутренняя ИТ-политика держится на трех взаимосвязанных китах: модернизации инфраструктуры, виртуализации и переходе на облачные платформы.
Сложности в экономике отнюдь не означают, что бизнес лишь только удерживает занятые позиции и совсем перестал думать о развитии. Напротив — чем сложнее ситуация на рынке, тем больше усилий приходится прилагать для победы над конкурентами.
«Появляются новые технологии, которые обеспечивают гораздо большую гибкость, — говорит в интервью «Ведомостям» член совета директоров Альфа-Банка Алексей Марей. — Они легче с точки зрения стоимости разработки. И мы учимся встраивать в нашу жизнь подобные технологии».
Скорость, гибкость и анализ
Сегодня бизнес хочет получать за счет ИТ серьезные конкурентные преимущества. Прежде всего речь идет о скорости. Эксперты уверены, что в век информационных технологий именно скорость получения информации и готовность оперативно реагировать меняет ситуацию на рынке. Если в крупном сетевом магазине проходит акция, и товары по скидке закончились, покупателю срочно необходимо предложить другой продукт. Это влияет не только на фактические показатели, вроде операционной прибыли, но и на лояльность.
Другой, не менее важный аспект, — высокая мобильность сотрудников. Особенно тех, что находятся на передовой процесса продаж. Она позволяет оперативно реагировать на желания клиента в независимости от места проведения переговоров, дает возможность топ-менеджменту быстро принимать решения с учетом тех или иных ключевых изменений ситуации.
Компания «ОСГ Рекордз Менеджмент» предоставляет услуги по архивному хранению и сканированию больших объемов документов. Внедрив CRM-систему Microsoft Dynamics и переведя офис на единую платформу в виде операционной системы Windows 10, там еще и внедрили планшеты Microsoft Surface RT.
«Их получили сотрудники, которые много времени проводят вне офиса и больше работают с клиентами, — рассказывает генеральный директор компании Залина Канаметова. — Это решение вкупе с Windows Phone для нас очень важно, потому что мы оказываем услуги от Калининграда до Петропавловска-Камчатского. У нас 27 хранилищ, наши менеджеры по продажам очень много ездят. С помощью этих устройств они показывают презентации, сидят рядом с клиентом, рисуют ему графики, и тут же быстро синхронизируются через Windows Phone и отправляют в CRM информацию о встрече».
Возможность постоянного анализа данных в режиме реального времени – еще одна из основ современного бизнеса. Крупные компании работают с огромными объемами информации. Это и текущие показатели продаж, и различные срезы ситуации на рынке, и положение дел у конкурентов, и сведения о потребностях клиентов. Компания X5 Retail Group не прекращает аналитику ни на минуту.
«Мы должны знать наперед, какие риски могут реализоваться, и подготовиться к ним, — объясняет директор по развитию бизнеса компании Антон Мироненков. — Устранить риски мы не можем, но быть к ним готовыми мы просто обязаны. Прогнозирование происходит на основе информации. И чтобы из набора данных получить осмысленную информацию, нам необходимо иметь большое количество ИТ-систем».
В X5 Retail Group инструменты предиктивной аналитики позволяют составлять программу действий как в краткосрочной перспективе, так и в среднесрочной — на 4 года вперед. Речь идет не только о рисках, но и о тенденциях рынка, собственной маркетинговой политике, даже промо-акциях. Особенно это важно, когда нужно просчитать несколько возможных сценариев развития ситуации и своего поведения.
«Сейчас мы внедряем хранилище данных, — приводит пример Антон Мироненков. — Мы собираем информацию о наших потребителях, чтобы делать чековый анализ. Хранилище позволит нам иметь сведения о 4 миллиардах чеков. Глядя на то, как ведут себя покупатели, что они покупают, какой набор продуктов конкретный человек берет в один день, мы можем планировать свои инвестиции. Мы можем понимать, с какими поставщиками заключать контракты, какая продукция пользуется спросом, как должна выглядеть цепочка поставок. Мы можем планировать топологию сети и места строительства складов».
Главная задача ИТ-департамента — обеспечить все эти конкурентные преимущества. А это невозможно, если в компании недостаточно зрелая и развитая инфраструктура, поддержка и развитие которой требует инвестиций.
Основной способ сокращения издержек — снижение затрат на «железо» и его обслуживание. Облачные технологии позволяют не тратиться на дорогостоящие покупки даже ради хранения и обработки колоссальных объемов данных. При этом важно унифицировать все ИТ-системы, подчинить их работу общей логике и интегрировать в некую единую платформу.
Облака ради масштабируемости
Первым шагом в построении устойчивой системы обычно становится модернизация инфраструктуры. Настраиваемые вручную и ограниченные в использовании платформы уходят в прошлое. Топ-менеджеры все чаще требуют от своих ИТ-департаментов автоматизации работы при помощи программно-определяемых сетей и централизованного контроля над системами хранения и обработки данных. А еще — виртуализации серверов для повышения утилизации «железа». Результатом становится еще и повышение плотности рабочих нагрузок.
Lotus Formula 1 участвует в самых престижных автогонках мира. Когда компании потребовались предиктивная аналитика и аналитика потока данных в режиме реального времени, было принято решение воспользоваться облачными технологиями.
Томас Майер, главный исполнительный директор компании, признается, что, несмотря на наличие суперкомпьютера, команда не может себе позволить построить инфраструктуру, чтобы развернуть на ней технологии машинного обучения. Теперь в Lotus Formula 1 используется гибридная инфраструктура: собственный суперкомпьютер для моделирования и облачные сервисы Microsoft Azure для аналитики и гибкости, а также сервисы Office 365 для продуктивной работы сотрудников. «Прелесть облака даже не столько в экономии в денежном выражении, сколько в масштабируемости, которую обеспечивают эти технологии, — говорит Майер. — Когда мне необходимо повысить нагрузки на систему, я просто запрашиваю дополнительные ресурсы и подключаю большее количество виртуальных машин. Как только работа выполнена, все это «схлопывается», и я перестаю платить за избыточные ресурсы. Эластичность этого решения и его масштабируемость как раз и являются изящными».
ЦОД в помощь
Виртуализированную структуру несложно перенести во внешний ЦОД. Площади дата-центров в России постоянно увеличиваются, развивается разнообразие и уровень предоставления услуг облачными провайдерами. Согласно международным исследованиям, российский рынок является одним из самых перспективных в мире. Консалтинговая компания Research and Markets приводит такие данные в своем исследовании: на начало 2015 г. общая площадь фальшпола ЦОД России превышала 59 тыс. кв. м.
В ближайшие годы позиции страны на мировом рынке будут только укрепляться. Это связано еще и с тем, что иностранные компании перемещают свое сервисное оборудование в российские дата-центры. Эксперты IDC уточняют, что годовой объем расходов на ИТ-сервисы в странах Центральной и Восточной Европы с 2015 по 2019 годы будет расти на 4,8% ежегодно. Оборот рынка к концу этого периода превысит $11 млрд. Понятно, что доля России в этих показателях очень высока. При этом, нужно понимать, что российским облачным провайдерам пока сложно конкурировать с коллегами, например, из Северной Европы и стран Скандинавии — у тех просто больше опыта и ресурсов.
В 2015 г. компания Microsoft запустила инициативу Cloud OS Network Russia. Она должна помочь российским облачным провайдерам создать отечественные сервисы международного класса. В рамках этой инициативы Microsoft не только инвестирует в совершенствование партнерских центров обработки данных, но и предоставляет экспертную поддержку в разработке облачных услуг и их аттестации. Также компания помогает развить компетенции отечественных специалистов.
В России партнеры компании предоставляют три типа таких сервисов. Первый — это IaaS и PaaS на базе Microsoft Azure Pack. Вторая группа нацелена на повышение продуктивности сотрудников: это облачные услуги на базе Microsoft Exchange 2013, SharePoint 2013 и Skype для бизнеса. Третий тип сервиса подразумевает использование Microsoft Dynamics CRM из партнерского облака.
Благодаря реализации этой идеи стало возможным более рациональное использование ресурсов. Приложения или сервисы потребляют их ровно столько, сколько нужно. «Важно строить архитектуру, которая будет способна брать на себя все новое очень быстро», — говорит «Ведомостям» председатель правления «Райффайзенбанка» Сергей Монин.
Зачем бизнес уходит в облака
Для многих российских компаний использование облачных технологий уже стало уже привычным способом повышения гибкости и увеличения экономии. В компании «BAT Россия», например, полным ходом идет внедрение сразу нескольких решений компании Microsoft. Помимо Skype для бизнеса, это переход на почтовую платформу, а затем и полная миграция на Office 365. О конкретных результатах говорить рано, но ожидания оптимистичные.
«Мы планируем снизить общую стоимость владения системами и упростить сервисную инфраструктуру, — рассказал менеджер компании по ИТ-сервисам Андрей Исмоилов. — Структура поддержки также изменится, она должна упроститься».
«Понятно, что за облачными технологиями будущее, — уверен CIO сети детских магазинов «Кораблик» Роберт Сардарян. — Сам переход осуществляется постепенно. Сначала какая-то часть инфраструктуры переносится в облака. Создаются гибридные облака. Например, у нас используется ЦОД совместно с Microsoft Azure».
Современные технологии позволяют создавать комплексные платформы для частных и гибридных облаков. На деле это тоже приводит к существенному снижению затрат. Например, в Windows Server 2012 R2 применяется встроенное решение Hyper-V. Оно существует и как отдельный бесплатный программный продукт Hyper-V Server 2012 R2.
Он снимает многие ограничения локальных сетей, что обеспечивает гибкость работы с облаком и сохраняет при этом безопасность данных. Подобные решения повышают эффективность использования ресурсов сети и сервера и обеспечивают легкое перемещение нагрузок в облака типа IaaS (инфраструктура как услуга). В любой момент можно вернуть нагрузки к себе в инфраструктуру из облака, если возникнет такая необходимость.
Именно виртуализация и облачные технологии позволяют бизнесу получать все необходимые сервисы и не держать в голове постоянную проблему «железа» и сопутствующего программного обеспечения. Это дает экономию на содержании внутренней инфраструктуры: не нужно покупать оборудование, не приходится искать место для его размещения, не приходят лишние счета за электроэнергию. Помимо этого, есть и управленческие плюсы: легкий контроль, быстрый запуск дополнительных функций, удобство «мобилизации» сотрудников. Бизнес сосредоточен на своих прямых обязанностях – удовлетворять потребности клиентов.
Вениамин Лыков